Лето — пора фестивалей и всевозможных open-air мероприятий. В этот раз мотослёт «Украинский Оппозит 2009» порадовал поклонников выступлением команды «Черный Обелиск \’. Само присутствие группы на мотособытии — хорошая возможность для живого общения. На мои вопросы ответил лидер группы Дмитрий Борисенков.Лето — пора фестивалей и всевозможных open-air мероприятий. В этот раз мотослёт «Украинский Оппозит 2009» порадовал поклонников выступлением команды «Черный Обелиск \’. Само присутствие группы на мотособытии — хорошая возможность для живого общения. На мои вопросы ответил лидер группы Дмитрий Борисенков.
Сегодня вы выступаете на мотослёте «Украинский Оппозит 2009”. Не секрет, что в подобных мероприятиях группа принимала участие неоднократно. А каким выступлениям отдаете наибольшее предпочтение: сольным концертам, фестивалям?
На больших фестивалях, естественно, много народу. Разумеется, хотелось бы выступать перед большим количеством зрителей, но ситуации бывают разные.
То есть фестивалям отдаете приоритет?
Нет, приоритета не отдаем, конечно. Выступления в небольших залах тоже имеют свой «плюс»: музыкант видит, для кого работает, контактирует со всей аудиторией. А на больших площадках совершенно другие ощущения.
Насколько я знаю, у вас есть собственная студия звукозаписи. Как вы относитесь к тенденции современных молодых команд записываться на отечественных студиях, но отправлять материал для сведения и мастеринга в Европу?
По-моему, ответ очевиден. За рубежом эта индустрия более развита, нежели у нас. А с точки зрения наших звукорежиссеров как «получателей зарплаты», то я, конечно, против такой тенденции — она уменьшает его роль в этой работе. С другой стороны, сейчас ведь кризис — уже мало кто куда ездит!
Но многие команды, особенно украинские (MENTAL DEMISE, FLYING, например), все же продолжают практику дальнейшей работы над своими записями в Европе!
Здесь вся проблема состоит в наличии мест, где можно выполнить такую работу: если они есть, значит сведение материала производится у нас, если же возможность отсутствует, то соответственно… В итоге, выбора не остается: приходится либо ехать из страны, чтобы записываться, либо не ехать никуда. Или «халява», или хорошее качество звука.
Наверно, сказывается отсутствие школы саунд-продюссирования? Россия, как нам известно, в этом отношении вышла вперед, но в Украине этот недостаток все еще присутствует.
А откуда возьмется школа саунд-продюссирования, если ее нет? Единственное, что приходит на ум, это курсы при «Мелодии». Возможно, свои плоды в данной сфере принесет какой-нибудь инженерный институт, но пока прогресса не наблюдаем, Время покажет!
А как в России дела обстоят с отношением к рок-культуре в целом?
Конечно, рок-культура не чужда, но часто является табу, закрытой темой. Люди вспоминают о рокерах, когда меняется строй общества, когда вокруг — революционные потрясения. Вот в этих случаях они нужны, но повседневной жизни людям требуется более простая музыка. Опять же, различные культуры, ментальность, языковые особенности накладывают штампы. Ведь не мы законодатели моды: либо идем собственным путем, либо кого-то копируем.
Всем известно о недавнем трагическом случае — смерти Жана Сагадеева, лидера группы Е.С.Т. Будучи хорошо знакомым с музыкантами группы и самим вокалистом, какой точки зрения придерживаетесь: это самоубийство, или нечто иное?
Судьба рокеров, как в России так и в Украине, нелегка. Сагадеев в свое время побывал в достаточно «звездном» статусе, а со временем группа «сьехала» до выступлений в небольших клубах, когда на концерт приходило человек 20. Естественно, усугубилась депрессия, Жан употреблял много алкоголя, а это ни к чему хорошему не приводит. Здесь дело времени — рано или поздно кончается все плохо. Данила (бас-гитара, бэк-вокал, «Черный Обелиск» — прим.* авт.), играл с Сагадеевым около 10 лет и сейчас говорит о том, что Жан на пике депрессии мог просто сделать всем на зло и вот, так случилось.
Давайте оставим неприятную тему и вернемся к вашему творчеству. Если не ошибаюсь, в 2003 вышло переиздание альбомов «Черного Обелиска». Есть ли планы обьеденить новый наработанный материал?
Пока в очередном переиздании нет смысла, так как за это время вышло не много пластинок, но группа ведь все равно существует и действует. Большинство материала, записанного с Анатолием Крупновым, выходило маленькими тиражами и все было быстро раскуплено — нужно было переиздавать.
Не менее интересная работа — мини-альбом с песней «Когда-нибудь», записанной с Валерием Кипеловым. Планируете ли в ближайшем будущем подобное сотрудничество с товарищами по отечественному року?
Сейчас планируем записать три песни, «вывалим» их интернет-синглом, так как издавать его пока бессмысленно. Такое себе преддверие альбома. По поводу других музыкантов — вполне возможно, кого-нибудь пригласим, но такие песни будут только на синглах, в виде бонусов. Я считаю, альбомы должны выходить без приглашенных артистов.
Да, но некоторые команды для записи альбома приглашают зарубежных музыкантов: для собственного статуса, иногда — для более профессионального звучания. Это случается не часто, но все же, что думаете по этому поводу?
На самом деле, это дурацкая практика. Получается так, что иногда приглашенные музыканты настолько активно задействованы в записи, что не заметна работа самой команды. Слушают люди такие песни, оценивают мастерство зарубежных музыкантов, а потом все равно спрашивают: «а группа сама-то где?» Мне кажется, не стоит этим сильно увлекаться. Конечно, можно издать отдельный сингл с участием того или иного приглашенного музыканта, но сделать это отдельно от альбома.
Давайте немного поговорим о прошлом. Всем почитателям группы знакома история зарождения коллектива. А как складывалось ваше личное становление как музыканта? Когда вы осознали, что рок — это именно «ваша» музыка?
Вообще-то у меня не было юношеской мечты стать рок-героем. Слушал очень разнообразную музыку, да и сейчас слушаю — не зацикливаюсь только на тяжелой, хотя и отдаю ей предпочтение. Просто в какой-то момент понял, что мне по душе эта напористая и драйвовая музыка с жужжащими гитарами. Бабушка пыталась научить меня играть на рояле, но мне это не нравилось. У меня был школьный приятель, который играл на пианино, находил ноты и разучивал мелодии. Однажды он достал бас-гитару и попросил меня поиграть с ним в дуете. Мне понравилось. Было довольно-таки смешно, когда на лестницах мы сочиняли и записывали всякие дурацкие опусы, ставили микрофоны по этажам и пели: стерео ведь оболденное! Ну, потом освоил гитару и процесс продолжался дальше.
А какой была ваша первая команда?
Первая команда была в школе. На каком-то вечере разок сыграли рок-н-ролльные песни собственного сочинения, ну а потом потихоньку пошло-поехало… Опять же, я серьезно к этому не относился. Однажды просто понял: почему бы и нет? Потом оказалось, что у меня получается, и иногда лучше, чем у других.
Теперь о «прошлом» Черном Обелиске». Насколько до наш дошли сведения из скудной прессы начала 90-х годов, Анатолий Крупнов вел достаточно бурный образ жизни: алкоголь, наркотики… Как это отражалось на деятельности группы?
Наркотики занимали очень короткий период его жизни, ведь достаточно немного, чтобы человеку стало, скажем так, совсем нехорошо. Он часто выпадал из жизни, приходилось подлечиваться. Но концерты практически никогда не отменялись: Анатолий в любом состоянии выходил на сцену, и получалось практически всегда хорошо. Хотя все же внутри коллектива чувствовался некоторый моральный напряг…
Следующий вопрос — не с целью проверить вашу осведомленность в музыке, просто интересно узнать, насколько наши исполнители известны в ближнем зарубежье. Какие украинские рок- или же метал-коллективы, по вашему мнению, достойны внимания?
Ну, группа «ТОК» — вообще наши хорошие друзья. Также часто пересекаемся с такими командами, как «БОРЩ», «WHITE». Команды уровня «ВВ» или «ОКЕАН ЭЛЬЗЬГ точно так же крутятся на радио и телеканалах, как и у вас.
Продолжая тему межнациональных отношений, хотелось бы вспомнить антипропаганду Украины в России. Даже по статистике, более 60 процентов украинцев доброжелательно настроены по отношению к России, по этим же данным — в вашей стране большинство — против ближних соседей. Что думаете по этому поводу?
А интересно, кто заказал этот опрос? Глупого человека можно уверить в чем угодно. Я раз в два-три месяца бываю на Украине, и я не верю в то, что в целом обе наши страны относятся друг к другу негативно — это все полная чушь, даже наглая ложь. Как могут два народа, жившие столетиями в единстве, практически одной страной, вдруг стать врагами? Такого не бывает. У многих семей родственники живут в Украине, и наоборот. Это та же ситуация, если я буду воевать с соседним домом!
То есть задача «верхушки» — столкнуть лбами обычных обывателей обоих стран…
Да, это проблема обоих государств: из людей хотят сделать «овощей-потребителей», чтобы решать за них, куда вложить деньги, что купить и т.д. Для возможности управления думающие люди не нужны. Наверно, наша задача и состоит в том, чтобы народ хоть немного научился думать.
И в заключении нашего разговора, что бы вы пожелали нашим читателям, украинским фанам, коллегам по музыке?
Уведу немного в сторону: в Украине музыка более музыкальная, что ли, более мелодичнее. Что касается России — чем севернее, тем музыка становится более суровой, чем ближе к Уралу, тем больше находим «брутальных» команд. Украина мне нравится своей легкостью, непринужденностью. Ну что ж, оставайтесь такими же!